Сложившаяся сегодня ситуация в
образовании заставляет задуматься о многом. Я вижу несколько проблем,
связанных с образованием, которые государство должно решить.
На мой взгляд, сегодня
в государстве совершенно не сбалансированы потребности в специальностях и
подготовка специалистов. У нас сложилось так, что все захотели стать
банкирами, юристами и экономистами, а также управленцами. Для этого были
созданы дополнительные учебные заведения за государственный счет и также за
частные средства. И все забыли, что нам нужны врачи, инженеры, строители. Я
считаю, что это очень серьезная проблема. Нет равновесия. Мы производим
специалистов, которые в итоге не находят рабочего места, так как они получили
специальность, не имеющую сегодня реального спроса. Эти вопросы никто не
согласовывает с работодателями, никто не проводит исследований в этой
области.
Государству просто необходимо
пересмотреть свое отношение к образованию. Создано большое количество высших
учебных заведений. Раньше, в советское время, их было не более 10, сейчас -
более 50, а численность населения не увеличилось. Потребность в образовании
не изменилась. Необходимо изучать рынок труда, консультироваться с
предприятиями и составлять план подготовки специалистов.
Это огромная работа, которую, как я считаю, должно выполнять Министерство
образования нашей республики. В противном случае, у нас будет, как в США, где
одни юристы и экономисты. Там уже стало опасным просто беседовать с соседом.
Вдруг чего не так скажешь или не так посмотришь, тут же появится безработный
юрист, ищущий возможность организовать дело в суде. У нас нет инженеров,
врачей и строителей. Об этом должно думать государство.
Практически такая же проблема и в
сфере профессионального образования. В последнее время стали интересоваться у
предприятий, какие специалисты им нужны. А доведено все было до того, что
приходилось привозить рабочих-специалистов из-за рубежа для выполнения работ
в Эстонии. Вдобавок ко всему, все заботы о подготовке специалистов лежали на
плечах предприятий.
Наше предприятие "Ээсти пылевкиви",
например, также само готовит специалистов, начиная со слесаря, заканчивая
горнорабочими. А в то время в школах прекратили существовавшую ранее практику
учебно-производственного обучения, которая помогла бы сегодня молодым людям
освоить какую-либо специальность, обучаясь в школе, и быть готовыми к
реальной жизни и подходить к дальнейшему образованию более практично.
Следующая проблема, о которой
государству также стоит задуматься - это доступность образования. То, что
происходит сейчас, никуда не годится. Высшее образование, в принципе,
доступно лишь богатым, в то время как талантливые дети из небогатых семей не
имеют возможности получить высшее образование из-за высокой его стоимости.
Государство, на мой взгляд, должно создать равные возможности для всех в
области получения высшего образования. Зачем нам нужен неспособный, но
прошедший обучение в университете за деньги богатых родителей человек, когда
в то же время талантливый, но бедный вынужден остаться на средней ступени.
Эстония должна пересмотреть свою
политику в области образования, его доступности и дальнейших перспектив
окончившего ВУЗ специалиста. Мы не должны за деньги государства готовить
специалистов для Европы и США. Мы должны создать все необходимые условия,
чтобы наша молодежь смогла получить хорошее образование и применить свои
знания здесь, дома. Те, кто хотят уехать за рубеж, я думаю, найдут средства
для получения образования там.
Мати ЙОСТОВ
кандидат в Рийгикогу от центристской партии (№167)
"Трибуна"
|