Архив новостей. Последние новости. Главная страница.
Крепкий орешек. |
Пяхклимяэская
гимназия собрала в минувшую субботу в Нарвском центре культуры своих друзей. В бывший ДК «Энергетик» пришло
более тысячи человек – выпускники, родители. Прибыли министр по делам народонаселения
Эльдар Эфендиев, депутат Рийгикогу
и председатель горсобрания Михаил Стальнухин, другие руководители города, а также
руководители нарвских предприятий и школ. Гимназия, в которой учится полторы
тысячи учеников, отмечает 30-летие. Статус гимназии расположенная на Ореховой
горке (Пяхклимяэ) средняя школа N 11 получила в
1994 году, а открыта она была в 1973-м. Построили тридцать лет назад это
учебное заведение энергетики Эстонской ГРЭС, и находится школа в микрорайоне,
где проживают энергетики. Мы попросили трех нарвитян, выпускников этой школы, поделиться мыслями о
своей аlma мater, о том, какой след оставила школа в их судьбе. Правило на всю жизнь Павел Рушелюк
выбрал научно-производственную стезю. Окончив Таллиннский технический
университет по специальности «инженер-теплотехник», продолжил учебу в
магистратуре этого же вуза, затем, получив диплом магистра, поступил в
докторантуру. Тема диссертации, над которой работает инженер
производственного отдела АО «Нарвские электростанции» Павел Рушелюк, связана с перспективами развития сланцевой
энергетики. Сегодня Балтийская
и Эстонская электростанции в стадии реконструкции, устанавливаются взамен
старых новые энергоблоки, использующие современную технологию сжигания сланца
– циркулирующий кипящий слой. Инженер производственного отдела стремится к
тому, чтобы его научный поиск был связан непосредственно с практикой – с
работой «Нарвских электростанций», с новыми технологиями, с повышением
эффективности работы энергетических предприятий. Пришел в энергетику не случайно. Его
родители, выпускники вузов Львова Григорий Михайлович и Надежда Петровна Рушелюк, работают на Эстонской электростанции с момента
пуска этого предприятия. А желание Павла и его многих одноклассников освоить технические специальности было подкреплено
стремлением учителей Пяхклимяэской гимназии
заложить в своих учениках прочную базу знаний. «Подготовка в нашей школе была
настолько серьезной, основательной, что при поступлении в вуз у нас не
возникало особых сложностей». Абитуриенты окончили гимназию, а учителя
продолжают переживать за своих учеников: где продолжают учиться, где
работают, какие возникают проблемы, нельзя ли как-то помочь своим
воспитанникам? Наталья Владимировна Жирнова,
Татьяна Дмитриевна Лебедева и другие педагоги постоянно интересуются судьбами
своих бывших учеников. Очень пригодились в годы учебы в
университете П.Рушелюку и его бывшим одноклассникам
наставления учителя математики Александра Васильевича Сутырина:
при решении задач самую сложную оставь на потом, пока решаешь простые задачи
– созреет ответ на головоломку. По словам П.Рушелюка,
это правило всегда помогало. Обязанности инженера
Павла Рушелюка — планирование и анализ основных
производственных показателей сланцевых электростанций, а до прихода в
производственный отдел «Нарвских электростанций» он работал на Эстонской ЭС
обходчиком в котло-турбинном цехе и машинистом
энергоблока. Докторскую диссертацию выпускник Пяхклимяэской
намерен подготовить на английском языке. Школьный фундамент Председатель Нарвского городского суда
Павел Гончаров в 1998 году окончил юридический факультет Тартуского
университета (ТУ), затем в 1999-2000 годах учился в Англии – осваивал
международное коммерческое право. С февраля 2002 года исполнял обязанности
председателя Нарвского горсуда, с июля того же года
работает в должности председателя. Он окончил Пяхклимяэскую
гимназию с серебряной медалью, а перед завершением учебы в родной школе
поначалу намеревался поступать на филологический факультет ТУ. Впрочем, была
также мечта постигать юридические науки. Но ведь на
юридическом факультете в ТУ был большой конкурс, к тому же приемные экзамены
– на эстонском, лекции с первого курса – тоже только на эстонском... «Спор» филологии и юриспруденции
завершился в пользу последней, а уверенности в силах Павлу Гончарову придали
слова директора гимназии Татьяны Эдуардовны Заруцких:
«Ты сможешь поступить на юридический факультет и успешно учиться». Да и
другие учителя верили в своего ученика. Благодарен П.Гончаров за поддержку и
бывшему директору Эстонской электростанции Константину Ивановичу Сенчугову (предприятие в свое время шефствовало над 11-й
школой), и вице-мэру по образованию и культуре Галине Васильевне Мольдон. П.Гончаров откровенно говорит, что
поначалу на первом курсе учебы в университете он был в некоторой
растерянности. На лекциях, которые читались на эстонском языке, трудно было
понять научную терминологию. Но панике не поддался, а стал искать выход из
ситуации. Брал конспекты у студентов-эстонцев и по вечерам переписывал их в
свои тетради. А к концу первого года обучения уже сам стал свободно
конспектировать лекции. «Конечно, сам очень много прикладывал
усилий, но фундамент был заложен школой», — говорит Павел Гончаров. Этот
фундамент складывается из индивидуального подхода учителей Пяхклимяэской к каждому ученику. Педагоги видят в каждом
школьнике уникальную личность и стараются полнее раскрыть их способности. Учительницей эстонского языка у них была Хели Адамович. П.Гончаров с благодарностью говорит об
этом педагоге, сумевшем убедить своих подопечных в исключительной важности
знать госязык – для успешной карьеры в будущем. Но
Павел не ограничивался уроками в гимназии, в старших классах летние каникулы
он проводил на эстонском хуторе – работу совмещал с отдыхом и общался с
хозяевами хутора только на эстонском. П.Гончаров убежден в том, что для успешной
карьеры обязательно надо знать языки, причем минимум – эстонский и
английский. Сам председатель Нарвского горсуда постоянно повышает квалификацию, несмотря на
огромную загруженность по работе. В планах – дальнейшая учеба. А профессию
юриста он считает весьма перспективной, ведь юридические знания пригодятся
любому специалисту во многих отраслях жизни. Учительница первая моя Предприниматель Роман Алексеев после учебы
в 11-й школе поступил в Нарвский политехникум, затем работал на Эстонской
ГРЭС. (С энергетикой связан и его отец – Владимир Алексеев, возглавляющий
Нарвский энергопрофсоюз и Нарвский профцентр.) Сейчас
Р.Алексеев занят в сфере бизнеса. Он также является старостой прихода
строящейся православной церкви Нарвской иконы Божией
Матери. По сути, он прораб на этой стройке, ответственный за организацию
строительных работ. Старостой его избрали прихожане – стройке нужен
энергичный, ответственный за порученное дело человек. (Руководит всем
комплексом работ на возведении храма настоятель Таллиннского кафедрального Александро-Невского собора протоиерей Сергий Иванников.)
На вопрос о том, как удается успевать уделять внимание и бизнесу, и
обязанностям старосты прихода, Роман Алексеев отвечает: «Где храм – там
благодать. А благодать поддерживает, придает силы». С большой теплотой Р.Алексеев говорит о
своей первой учительнице – Маргарите Ивановне Крутиловой,
которая ныне является заместителем директора Пяхклимяэской
гимназии. «Женщина большой доброты, мудрости» — этой лаконичной и емкой
фразой Р.Алексеев возвращается в те годы, когда он осваивал азы школьной
науки. Слова благодарности звучат и при разговоре о других учителях этой
школы. Школа оставила в его судьбе неизгладимый след. По его словам, именно
от тех детских лет тянется нить патриотизма – любви к Родине. Когда ездил на
спортивные соревнования за границу, то всегда старался показать такой
результат, чтобы не посрамить флаг, под которым выступали спортсмены из
Эстонии. С седьмого класса на протяжении одиннадцати лет тренировался у
Анатолия Федоровича Козловского. Провел 210 боев на ринге, участвовал в
чемпионатах Европы и мира, был финалистом Кубка Европы в Афинах,
неоднократный чемпион Эстонии, признавался лучшим боксером нашей республики.
После 11 лет выступлений на боксерском ринге на самом пике спортивной карьеры
отложил в сторону боксерские перчатки, хотя впереди были Олимпийские игры.
Говорит, что важно вовремя уйти из спорта, а тренер Федорыч
с пониманием отнесся к его выбору и не стал настаивать на продолжении
спортивной карьеры. * * * А строящийся храм на улице Раквере похож на корабль – корабль спасения в бурном
житейском море. Символично, что лейтмотивом прошедшего в минувшую субботу в
Нарвском центре культуры праздника, посвященного 30-летию Пяхклимяэской
школы, был отправившийся в плавание парусник, управляемый грамотным, мудрым и
сильным капитаном. Евгений Ашихмин,
"Молодежь Эстонии". |
18 февраля 2003 г.
История Нарвы. Литературная
Нарва. Фотогалерея Нарвы.
Официальная Нарва.