Архив новостей.                   Последние новости.             Главная страница.

18 февраля 2003 г.

 Крепкий орешек.

   Пяхклимяэская гимназия собрала в минувшую субботу в Нарвском центре культуры своих друзей. В бывший ДК «Энергетик» пришло более тысячи человек – выпускники, родители.

   Прибыли министр по делам народонаселения Эльдар Эфендиев, депутат Рийгикогу и председатель горсобрания Михаил Стальнухин, другие руководители города, а также руководители нарвских предприятий и школ. Гимназия, в которой учится полторы тысячи учеников, отмечает 30-летие. Статус гимназии расположенная на Ореховой горке (Пяхклимяэ) средняя школа N 11 получила в 1994 году, а открыта она была в 1973-м. Построили тридцать лет назад это учебное заведение энергетики Эстонской ГРЭС, и находится школа в микрорайоне, где проживают энергетики.

   Мы попросили трех нарвитян, выпускников этой школы, поделиться мыслями о своей аlma мater, о том, какой след оставила школа в их судьбе.

   Правило на всю жизнь

   Павел Рушелюк выбрал научно-производственную стезю. Окончив Таллиннский технический университет по специальности «инженер-теплотехник», продолжил учебу в магистратуре этого же вуза, затем, получив диплом магистра, поступил в докторантуру. Тема диссертации, над которой работает инженер производственного отдела АО «Нарвские электростанции» Павел Рушелюк, связана с перспективами развития сланцевой энергетики.

   Сегодня Балтийская и Эстонская электростанции в стадии реконструкции, устанавливаются взамен старых новые энергоблоки, использующие современную технологию сжигания сланца – циркулирующий кипящий слой. Инженер производственного отдела стремится к тому, чтобы его научный поиск был связан непосредственно с практикой – с работой «Нарвских электростанций», с новыми технологиями, с повышением эффективности работы энергетических предприятий.

   Пришел в энергетику не случайно. Его родители, выпускники вузов Львова Григорий Михайлович и Надежда Петровна Рушелюк, работают на Эстонской электростанции с момента пуска этого предприятия. А желание Павла и его многих одноклассников освоить технические специальности было подкреплено стремлением учителей Пяхклимяэской гимназии заложить в своих учениках прочную базу знаний. «Подготовка в нашей школе была настолько серьезной, основательной, что при поступлении в вуз у нас не возникало особых сложностей».

   Абитуриенты окончили гимназию, а учителя продолжают переживать за своих учеников: где продолжают учиться, где работают, какие возникают проблемы, нельзя ли как-то помочь своим воспитанникам? Наталья Владимировна Жирнова, Татьяна Дмитриевна Лебедева и другие педагоги постоянно интересуются судьбами своих бывших учеников. Очень пригодились в годы учебы в университете П.Рушелюку и его бывшим одноклассникам наставления учителя математики Александра Васильевича Сутырина: при решении задач самую сложную оставь на потом, пока решаешь простые задачи – созреет ответ на головоломку. По словам П.Рушелюка, это правило всегда помогало.

   Обязанности инженера Павла Рушелюка — планирование и анализ основных производственных показателей сланцевых электростанций, а до прихода в производственный отдел «Нарвских электростанций» он работал на Эстонской ЭС обходчиком в котло-турбинном цехе и машинистом энергоблока. Докторскую диссертацию выпускник Пяхклимяэской намерен подготовить на английском языке.

Школьный фундамент

   Председатель Нарвского городского суда Павел Гончаров в 1998 году окончил юридический факультет Тартуского университета (ТУ), затем в 1999-2000 годах учился в Англии – осваивал международное коммерческое право. С февраля 2002 года исполнял обязанности председателя Нарвского горсуда, с июля того же года работает в должности председателя.

   Он окончил Пяхклимяэскую гимназию с серебряной медалью, а перед завершением учебы в родной школе поначалу намеревался поступать на филологический факультет ТУ. Впрочем, была также мечта постигать юридические науки. Но ведь на юридическом факультете в ТУ был большой конкурс, к тому же приемные экзамены – на эстонском, лекции с первого курса – тоже только на эстонском...

   «Спор» филологии и юриспруденции завершился в пользу последней, а уверенности в силах Павлу Гончарову придали слова директора гимназии Татьяны Эдуардовны Заруцких: «Ты сможешь поступить на юридический факультет и успешно учиться». Да и другие учителя верили в своего ученика. Благодарен П.Гончаров за поддержку и бывшему директору Эстонской электростанции Константину Ивановичу Сенчугову (предприятие в свое время шефствовало над 11-й школой), и вице-мэру по образованию и культуре Галине Васильевне Мольдон.

   П.Гончаров откровенно говорит, что поначалу на первом курсе учебы в университете он был в некоторой растерянности. На лекциях, которые читались на эстонском языке, трудно было понять научную терминологию. Но панике не поддался, а стал искать выход из ситуации. Брал конспекты у студентов-эстонцев и по вечерам переписывал их в свои тетради. А к концу первого года обучения уже сам стал свободно конспектировать лекции.

   «Конечно, сам очень много прикладывал усилий, но фундамент был заложен школой», — говорит Павел Гончаров. Этот фундамент складывается из индивидуального подхода учителей Пяхклимяэской к каждому ученику. Педагоги видят в каждом школьнике уникальную личность и стараются полнее раскрыть их способности.

   Учительницей эстонского языка у них была Хели Адамович. П.Гончаров с благодарностью говорит об этом педагоге, сумевшем убедить своих подопечных в исключительной важности знать госязык – для успешной карьеры в будущем. Но Павел не ограничивался уроками в гимназии, в старших классах летние каникулы он проводил на эстонском хуторе – работу совмещал с отдыхом и общался с хозяевами хутора только на эстонском.

   П.Гончаров убежден в том, что для успешной карьеры обязательно надо знать языки, причем минимум – эстонский и английский. Сам председатель Нарвского горсуда постоянно повышает квалификацию, несмотря на огромную загруженность по работе. В планах – дальнейшая учеба. А профессию юриста он считает весьма перспективной, ведь юридические знания пригодятся любому специалисту во многих отраслях жизни.

Учительница первая моя

   Предприниматель Роман Алексеев после учебы в 11-й школе поступил в Нарвский политехникум, затем работал на Эстонской ГРЭС. (С энергетикой связан и его отец – Владимир Алексеев, возглавляющий Нарвский энергопрофсоюз и Нарвский профцентр.) Сейчас Р.Алексеев занят в сфере бизнеса. Он также является старостой прихода строящейся православной церкви Нарвской иконы Божией Матери. По сути, он прораб на этой стройке, ответственный за организацию строительных работ. Старостой его избрали прихожане – стройке нужен энергичный, ответственный за порученное дело человек. (Руководит всем комплексом работ на возведении храма настоятель Таллиннского кафедрального Александро-Невского собора протоиерей Сергий Иванников.) На вопрос о том, как удается успевать уделять внимание и бизнесу, и обязанностям старосты прихода, Роман Алексеев отвечает: «Где храм – там благодать. А благодать поддерживает, придает силы».

   С большой теплотой Р.Алексеев говорит о своей первой учительнице – Маргарите Ивановне Крутиловой, которая ныне является заместителем директора Пяхклимяэской гимназии. «Женщина большой доброты, мудрости» — этой лаконичной и емкой фразой Р.Алексеев возвращается в те годы, когда он осваивал азы школьной науки. Слова благодарности звучат и при разговоре о других учителях этой школы. Школа оставила в его судьбе неизгладимый след. По его словам, именно от тех детских лет тянется нить патриотизма – любви к Родине. Когда ездил на спортивные соревнования за границу, то всегда старался показать такой результат, чтобы не посрамить флаг, под которым выступали спортсмены из Эстонии. С седьмого класса на протяжении одиннадцати лет тренировался у Анатолия Федоровича Козловского. Провел 210 боев на ринге, участвовал в чемпионатах Европы и мира, был финалистом Кубка Европы в Афинах, неоднократный чемпион Эстонии, признавался лучшим боксером нашей республики. После 11 лет выступлений на боксерском ринге на самом пике спортивной карьеры отложил в сторону боксерские перчатки, хотя впереди были Олимпийские игры. Говорит, что важно вовремя уйти из спорта, а тренер Федорыч с пониманием отнесся к его выбору и не стал настаивать на продолжении спортивной карьеры.

* * *

   А строящийся храм на улице Раквере похож на корабль – корабль спасения в бурном житейском море. Символично, что лейтмотивом прошедшего в минувшую субботу в Нарвском центре культуры праздника, посвященного 30-летию Пяхклимяэской школы, был отправившийся в плавание парусник, управляемый грамотным, мудрым и сильным капитаном.

Евгений Ашихмин, "Молодежь Эстонии".      

18 февраля 2003 г.

 

История Нарвы.        Литературная Нарва.      Фотогалерея Нарвы.   Официальная Нарва.

 

Hosted by uCoz